Проект по математическому  развитию детей дошкольного возраста «Путешествие к сказочным островам»


Пояснительная записка

Актуальность проекта.

На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость  развития у детей любознательности, познавательной мотивации, формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени).

Ребенку с раннего возраста приходится ориентироваться в пространстве. Взрослые помогают ему усваивать такие понятия, как:  верх и низ, далеко, близко, высоко, низко, за, под, над, перед, справа и слева, вперед и назад и т.д. Эти понятия необходимы для развития пространственного воображения. Пространственное представление, является очень сложным процессом. В его формировании задействовано несколько различных анализаторов (слуховой, зрительный, осязательный, кинестетический). Сформировав у ребенка умение,  представлять, прогнозировать, что произойдет в пространстве в ближайшем будущем, мы помогаем развитию основ анализа и синтеза, логики и мышления.

В своих исследованиях  А. А. Столяр писал: “Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий
(местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.

Умение ориентироваться в пространстве  играет огромную роль во всех сторонах деятельности человека.  Оно проходит через все сферы взаимодействия ребенка с действительностью. Ориентирование в пространстве положительно влияет на его самосознание, на развитие личности, поэтому является важной частью социализации. Педагоги, изучающие влияние пространственного представления и ориентировки в пространстве в гармоничном развитии ребенка подтвердили, что если эти представления не сформированы, то  это может быть одной из причин затруднения овладения школьными навыками.

Именно поэтому актуальность данного проекта, заключена в том, чтобы помочь воспитанникам закрепить умение правильно ориентироваться в пространстве, тем самым помочь узнать интересные сведения об окружающем мире, что в свою очередь поможет развитию речи у детей, расширению их сло­варного запаса и кругозора и будет способствовать успешному обучению в школе.

Проблема.

 Работа по формированию пространственных представлений – это длительный и достаточно сложный процесс. Она проводится на протяжении всего дошкольного периода развития ребенка. Воспитанники моей подготовительной группы испытывали затруднения при определении местоположения предметов, они использовали приблизительные словесные обозначения или же указательные в сопровождении жестов. Не видели перспективы, с трудом определяли расстояние. У детей были трудности в выборе  ориентиров и точек отсчета (им было легче ориентироваться на свое тело, на стоящий рядом объект, очень редко на плоскость). Вызывало затруднение выделения направления «справа - слева», «вправо – влево». Задания на составление силуэтного изображения из геометрических фигур, палочек по образцу, копирование рисунка - было для детей сложным. Проблемы   в движении по направлению, словесной инструкции, в работе со схемой.  Были значительные сложности в определении левой – правой стороны при зеркальном отражении, при повороте на 90 и 180 градусов при проведении физкультурных занятий и утренних гимнастик.

 

Контингент участников.

В проекте принимали участие  дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: один месяц.

Цель проекта.

 Сформировать навык уверенного выделения ведущей руки, ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

Задачи.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображение в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с картой – схемой, маршрутом. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (символы).

Содержание проекта.

Подготовительный этап: Чтобы заинтересовать детей и работать над проектом в увлекательной игровой форме я обратилась к детям с вопросом: «Любят ли они путешествовать?».  Все дети ответили «да». «А куда бы мы могли с вами отравиться в путешествие?». Дети предлагали путешествие в космос, в Африку к слонам, вокруг света.  Один из ребят предложил -  хорошо бы было отправиться в  путешествие по сказкам, все ребята согласились. Тогда я стала задавать им вопросы: на чем можно путешествовать? Решили, что корабль самый удобный вид транспорта. Что надо взять с собой в путь; к чему надо быть готовым в дороге.… Отвечая на вопросы, мы с детьми пришли к выводу, что очень важно выбрать маршрут и придерживаться его во время путешествия, знать правую, левую сторону, уметь ориентироваться по карте. Придя к такому  выводу, мы с детьми решили, что нам необходимо четко закрепить понятия  правая и левая рука, научиться ориентироваться по карте - схеме. Итак, началась наша работа над проектом. Предварительно я  наблюдала за детьми: и во время проведения занятий (лепка, аппликация, конструирование, рисование, физкультура) и в режимных моментах, и  на прогулке. Опираясь на результаты наблюдения, я сформулировала задачи. Руководствуясь ими, я обратилась к родителям, и мы вместе создали условия для математической деятельности детей, в которых они проявляли самостоятельность, настойчивость, находчивость, целенаправленность поисковых действий. Занялись подборкой  игр и игрового материала в соответствии с возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. Составлением картотеки дидактических и подвижных игр. Оснастили  необходимым наглядным материалом математический уголок, был разработан перспективный план работы с детьми  и с родителями (приложение №1), в соответствии с  принципами доступности, безопасности, научности. В художественном оформлении уголка появился любимый сказочный герой – Незнайка. Карты, схемы для начального этапа родители начертили сами. Лабиринты мы нашли в детских журналах.

Основной этап:

Работа по формированию умения ориентироваться в пространстве проводилась во время организованной образовательной деятельности. Например, дети увлеченно  помогали Рассеянному с улицы Бассейной отыскать дорогу домой. Для поддержания интереса детей я использовала современные педагогические технологии: на мультимедиа устройстве была предложена карта – схема, аудиозапись с голосами героев произведения. Занимательно прошло занятие «Космическое путешествие», во время которого мы облетели галактику на космическом транспорте, построенном детьми. А звездная карта помогла нам избежать встречи на нашем пути с космическими пиратами  и уберегла от мест скопления астероидов. Используя системно – деятельностный подход дети были введены в  игровую  ситуацию, создающую мотивацию к образовательной деятельности. В течение всего месяца мы с детьми не один раз помогали героям любимых сказок: Винни Пуху, Коту в сапогах, Герде и т.д.

В повседневной деятельности были организованны условия для партнерского взаимодействия детей. Мы увлеченно играли в такие игры, как «Расскажи, что где находится», «Кто, где стоит?», «Где мячик?», «Следопыты», «Путешествие».  Очень понравились игровые  упражнения с картами – схемами «Спрячь кошку», «Опиши путь сказочного героя»; игра «Путаница» проходила шумно и весело: детям надо правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Поручения во время дежурства помогали закрепить ориентировку на плоскости. Надо, например, поставить стакан с водой справа от красок, а салфетку положить слева; положить счетный материал в верхний угол стола; цветок колеус поставить на вторую полку сверху и т.д.

Закрепляли навык ориентировки во время проведения  подвижных игр на прогулке: «Найди свой цвет»,  «Река – ров», «Фигурная ходьба», «Гори, гори ясно!», «Японские жмурки». Во время проведения игры малой подвижности «Найди и промолчи» дети закрепляли навык использования в речи словесного описания местоположения предмета относительно других. Наблюдая за облаками, придумывали, на что похожа их форма, называли местоположение «дракона» или «слона»; описывали направление полета трясогузки;  на каком цветке сидит несколько пчел и т.д.

Играя, дети приобретают новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, мы широко использовали дидактические игры и игровые упражнения, которые помогают расширять знания  о пространстве. Большую помощь в работе по данной теме оказывали настольно–печатные игры «Слева – справа», «Ориентирование», «Что изменилось?»,  «Найди спрятанную игрушку» и др.. В  сюжетной игре «Магазин» при раскладывании товара на полку дети закрепляли в речи слова обозначающие положении предметов относительно друг друга: молоко справа от батона, крупу надо положить на верхнюю полку и т.п..

Большую возможность для расширения знаний об ориентировке в пространстве представляют разные виды театра. Например, дети предварительно составляли карту - схему расположения декораций на бумаге. Потом согласно этой схеме оформляли зал к драматизации. Репетируя показ настольного  театра, они договаривались кто из героев,  с какой стороны будет появляться, где стоять.

 Очень важна индивидуальная работа в закреплении умения ориентироваться в пространстве.  Мы  с детьми рассматривали иллюстрации в книгах, детских журналах  и описывали местоположение  изображенных предметов, играли с лабиринтами, расставляли мебель в кукольном домике Барби  согласно словесной инструкции, сопровождая свои действия словами.

 Формирование у дошкольников навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом работы по обучению ориентировке в пространстве. Сначала мы с детьми  учились рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели.  Например,  ребенку дается лист-схема стола. На ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне, на игровой площадке), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Помогало в работе над данной темой чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушали произведения, а потом, беседовали о прочитанном, закрепляли в речи описание ориентировки в пространстве литературных героев. Очень интересно было детям слушать веселый рассказ В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок», заучивать стихи М.Новицкой «Бродяга пес», В.Берестова «Стоял человек на развилке дорог» и др.

Родители были активными участниками проекта. Для них была организованна групповая дискуссия на тему: «Умение ориентироваться в пространстве – легко или сложно?». Это позволило увидеть проблему с разных сторон и найти истину. Выпустила листовку «Ориентировка в пространстве», в  которой предложила родителям несколько вариантов игр с детьми дома. Они с удовольствием брали домой игры «Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д. и вместе играли.

Дети  с большим увлечением стали играть в различные настольные игры на ориентирование, составлять схемы, где спрятан клад.

Очень понравилось детям сочинять короткие стихи. Дети проявляли своё творчество, тем самым вводили слова, описывающие пространственные ориентиры в свой активный словарь:

В поход собрались мы к реке,

Шагаем с картою в руке.

На ней отмечен весь наш путь;

На перекрестке влево повернуть,

Вдоль стадиона мы пройдем

И прямо к речке попадем.

Ты к дороге подойди,

вправо влево посмотри.

Если нет машин – иди,

если едут – подожди. 

 

 

Чтоб в гости к бабушке сходить

Надо карту начертить.

Там отметить нам маршрут:

Где направо повернуть,

Где присесть и отдохнуть,

Чтоб нигде не заплутать,

И время даром не терять.

 

 

Заключительный этап:

Продуктом нашего проекта стало проведение математического развлечения «Путешествие к сказочным островам». Оно проводилось в музыкальном зале. Зал был красиво украшен,  дети были одеты в костюмы моряков. Были приглашены родители. Во время проведения развлечения дети продемонстрировали свои умения и навыки ориентировки в пространстве. Плывя по морю – океану с картой в руке они  попадали на сказочные острова, где их ожидали разные задания и сюрпризы. Например, на острове сказки «Домовенок Кузька»  дети помогали главному герою расставить посуду по полкам. На сказочном острове «Волк и семеро козлят» дети помогли маме козе найти козлят. Они рассказали ей кто, где спрятался от волка. На острове «Василисы Прекрасной» дети победили Змея Горыныча в игре «Найди, где спрятан меч». Русалочка подарила им призы за то, что они правильно разложили жемчужины. Дети с удовольствием включились в игровую ситуацию путешествия по сказочным островам и продемонстрировали хорошие знания, в том числе и по ориентировке в пространстве.

Ожидаемые и полученные результаты.

Организовывая работу над проектом, я предполагала, что в конечном результате  у детей будет сформирован навык уверенного выделения ведущей руки, ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Дети научаться писать графические диктанты по речевой инструкции и смогут применять полученные знания и умения  в других видах деятельности.

Работая над проектом, я видела, что дети были очень увлечены этой темой. Они активно участвовали, занимались, играли, стремились закрепить навык составления схем и умения ориентироваться по картам, что помогло выполнить намеченные задачи. Проведя все запланированные мероприятия, получив заинтересованную помощь со стороны родителей, можно с уверенностью сказать, что только совместная работа воспитателей группы, родителей, специалистов ДОУ помогла получить такой конечный результат. Дети могут ориентироваться в пространстве «от себя»; определять пространственное положение предметов относительно  другого человека или объекта; отражать в речи пространственные термины (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.); выполнять  графические диктанты; точно выкладывать силуэтное изображение из геометрических фигур, по образцу, по памяти, по представлению, самостоятельно составлять карту – схему комнаты, участка, маршрута движения.

Таким образом, подводя итоги работы над проектом, можно с уверенностью сказать, что пространственная ориентировка у детей сформировалась не только на основе игрового материала, но и в реальной обстановке.