Конспект

математического развлечения

«Путешествие к сказочным островам»

 с детьми старшего дошкольного возраста.


 

Цель: закрепить  у детей навык ориентирования в пространстве и на плоскости.  

Задачи
Образовательные: закрепить умение детей пользоваться картой схемой; перемещаться в пространстве по заданному направлению; формировать навык  ориентировки в пространстве, на листе бумаги; закреплять  знания о геометрических фигурах; счет в пределах 15.

Развивающие:  Развивать речь, внимание, творческие способности, логическое мышление, память, мелкую моторику рук. 
Воспитательные:  Воспитывать уверенность детей в себе, самостоятельность,  формировать умение работать в команде. 

Материал: магнитофон с нарезкой музыкальных композиций по сказкам «Домовенок Кузька», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Русалочка»; «Карлсон…», ракушки, морские сувениры, кувшинки – для украшения зала; муляж корабля; рыбки пластмассовые для декорации;

блоки Дьенеша 10 – 12 наборов; карточки  с тремя полосками; корзинки на каждого ребенка, с вырезанными из картона предметами: 10 горшков, 10  чашек, 2 кастрюли, 2 тарелки, 2 сковородки, 2 самовара; имитация рыбацкой сетки с крупными стразами 4 – 5 цветов, в количестве 16  - 20 шт. разного цвета; рисунок с изображением избушки Козы и козлят, которые спрятались от волка  в разных местах; столы, за которыми дети будут выполнять задания.

Сказочные герои:Русалочка, Змей Горыныч, Коза, Карлсон.

Развлечение проводится в музыкальном зале, который оформлен на морскую тему: ракушки, морские звезды, корабль, кувшинки и т.д. Дети одеты в моряков.

Воспитатель: Уважаемые   ребята и гости, сегодня мы отправляемся в увлекательное морское путешествие:

Ветер парус надувает,

Нас с тобою приглашает

Плыть по морю – океану

Прямо к острову - буяну.

 

Воспитатель: Но чтобы мы могли отплыть в дальний путь нам  с вами необходимо правильно выложить силуэт корабля их геометрических фигур (Блоки Дьенеша). Поделитесь на пары,  вдвоем вы справитесь быстрее. А чтобы вы правильно построили корабль, предлагаю вам посмотреть на образец.

(Дети несколько секунд рассматривают образец и приступают к работе в парах. В это время открывается макет корабля, который был закрыт.)

Воспитатель: Что ж корабль готов, можно отправляться  в путь.     Приглашаю всех на борт. Но мы с вами не решили, куда мы отправимся? (предложения детей, все вместе решают куда плыть)

Воспитатель: Курс нашего корабля лежит прямо….(к Австралии, то название, которое выбрали дети). Прощаемся с нашими родителями. Пусть они не волнуются за нас. В путь!

(звучит музыка)

Воспитатель: Впереди по курсу вижу, какой-то предмет. Предлагаю подобрать его.

(достают бутылку с запиской внутри)

Воспитатель: Ребята, что это может быть? Вы ведь знаете, что таким образом подают сигнал о бедствии те, кто терпит кораблекрушение.  Я думаю очень хорошо, что мы заметили эту бутылку. Ведь кому то нужна помощь.  Вы не возражаете, если мы прочтем записку?

Воспитатель открывает бутылку и читает послание: « Если эта записка попала к вам в руки, знайте жители сказочных островов в беде!!! Злая колдунья Урсула наложила колдовски чары на наши сказочные острова. Мы погибаем. Спасти нас может только смелое сердце, добрая душа и мудрая голова. Мы отправляем вам карту. На ней отмечен путь, каким должен пройти тот, кто осмелиться нам помочь. Двигаться надо строго по плану, по цифрам, начиная с 6 и в обратном порядке. Подсказки как нам помочь вы найдете на каждом острове.  С нетерпением ждем вас! Жители сказочных островов!»

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь действительно карта. И курс, отмеченный на ней, совсем не совпадает с нашим. Что будем делать? (ответы детей) Я горжусь вашим решением -   изменить курс корабля! Мы не можем оставить в беде, тех, кому мы можем помочь. Давайте внимательно рассмотрим карту и проложим наш новый путь. Но только нам надо осмотреться и определить где мы с вами находимся и где эта точка на карте.

(дети рассматривают карту, решают, как им двигаться от 6 острова к 5, от 5 к 4 и т.д.; когда они определяют свое положение, то отправляются в путь; острова нарисованы с героями сказок, чтобы дети могли узнать их названия; дети передвигаются от острова к острову под песню «Дорога добра» Т.и С. Никитиных)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Это  6 остров. Вот этому подтверждение. Я вижу карточку с номером и заданием. Это остров сказки про Домовенка Кузьку. Чтобы снять чары с этого острова нам надо правильно расставить всю посуду на полках. А ставить их надо в определенном порядке: на верхней полке поставить 8 горшков коричневого цвета слева направо; на нижней полке ставим 6 чашек справа налево; на средней полке посуда будет стоять следующим образом: на середине полки поставьте кастрюлю, справа и слева от кастрюли поставьте по одной сковородке,  на левом краю поставьте тарелку, на правом самовар. Предлагаю проверить, как вы справились.

(на корточках с тремя полосками дети работают индивидуально, после проверяют, сравнивая с образцом, выставленным воспитателем на мольберте)

Воспитатель: На шестом острове мы навели порядок, к какому острову теперь мы отправляемся? Правильно к 5. Ну-ка, смотрите на карту, где он находится. Интересно, что нас ждет на острове №5? А это мы сейчас узнаем, я вижу карточку. Но что это? Кто-то к нам идет.

(Появляется Змей Горыныч из сказки «Василиса Прекрасная». Он рад, что дети пришли к ним на помощь и предлагает детям  поиграть в игру  «Синхронное плавание»)

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Змей Горыныч даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда, изменяя их направление, относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

 

Змей Горыныч: Молодцы ребята вы так слаженно выполняли все мои задания, что все чары рассыпались. И теперь на острове всё в порядке.

Воспитатель: До свидания милый Горыныч, нам надо спешить к следующим островам. Ребята, к четвертому острову! К героям сказки «Волк и семеро козлят». Я вижу, козочка уже нас заждалась.

Коза: Ребята, помогите, расколдуйте моих козлят. Вот на этом рисунке нарисовано, где они спрятались от серого волка. Чтобы снять с них чары надо рассказать, куда забрались козлята.

(Дети по очереди рассказывают о том, где спрятались козлята, правильно употребляя в речи пространственные  предлоги и наречия.)

Коза: Спасибо вам ребята. Вы расколдовали моих козлят. Возьмите на память эту замечательную морскую звезду.

Воспитатель: Ребята, к какому острову мы отправляемся теперь? Вперед!

На третьем острове «Карлсона» детей встречает  сам герой этой сказки. Он объясняет детям, что снять заклятие с его острова поможет веселый, дружный танец и  предлагает ребятам станцевать танец «Мои друзья» под композицию группы «Барбарики».

Воспитатель: Замечательно, и на этом острове будет порядок. Поспешим к следующему.

На втором сказочном острове «Кот в сапогах» нашли карточку с заданием: «Ответьте на следующие вопросы:

У животного две правые ноги и две левые, две передние и две задние.

Сколько ног у животного? ( Четыре)

 

В море плавало 9 пароходов.

Два парохода пристали к пристани.

Сколько пароходов в море? (Девять пароходов)

 

Из-под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами?

(Две собаки.)

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки?

( Трое внуков)

Мама разрезала шоколадный батончик на три части.

Сколько разрезов она сделала? ( Два разреза.)

 

Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? (одинаковое – размер, разное – вкус)

Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное? (Ася – зайца, Катя и Лена – кошек)».

Воспитатель: Какие вы у нас сообразительные, ответили не все вопросы. Наше путешествие приближается к концу. Ребята, остров с каким номером мы ещё не посещали. Правильно №1. Где же он? дети сверяют карту с пространством зала и находят нужный остров. Остров сказки «Русалочка».

Русалочка: Дорогие ребята, я уже знаю, что вы побывали на всех сказочных островах  и сделали все для того чтобы помочь их жителям. Вы смелые и добрые ребята.  Вам осталось только  помочь мне пересчитать мои жемчужины и  возле каждого сундука поставить нужную цифру. Только для начала предлагаю достать жемчужины со дна морского при помощи рыбацкой сетки.

Дети вместе вытаскивают сетку, на которой  развешаны жемчужины. Они раскладывают отдельно по цветам в разные сундуки и, пересчитав их, на сундук кладут соответствующую цифру.

Русалочка:  Молодцы! До свидания! До скорых встреч в мире сказок!

Воспитатель: Как приятно ребята, мы с вами помогли всем, кто нуждался в нашей помощи. И я думаю нам пора возвращаться обратно в детский сад, там за нас волнуются наши родители. Проходите на палубу корабля, отплываем.

Воспитатель:  Вот мы и дома. Вы не устали? Вам понравилось наше путешествие? Что было для вас трудным? Что веселым? Вы не жалеете, что мы с вами изменили курс нашего путешествия? А помните, Коза нам подарила морскую звезду? Предлагаю положить её в группе на полочку красоты. Согласны?