Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста по формированию

элементарных математических представлений:

«Ищем клад Пятачка и Винни Пуха»

 


 

Цель: Формировать у детей навык ориентирования в пространстве.  


Задачи: 
Образовательные:
 закрепить названия и последовательность дней недели и их соседей; формировать навык  ориентировки в пространстве, на листе бумаги; закреплять  знания о геометрических фигурах; счет в пределах 10.

Развивающие:  Развивать речь, внимание, творческие способности, логическое мышление, память, мелкую моторику рук. 
Воспитательные:  Воспитывать уверенность детей в себе, самостоятельность,  формировать умение работать в команде. 

Материал:

·        4 карточки с заданиями (№1 - построиться в две шеренги: девочки впереди, мальчики сзади; №2 -  выложить дорожку из геометрических фигур по словесным указаниям взрослого; №3 - пересчитать  цветы на клумбах и обозначить количество цифрами; №4 - перечислить дни недели по порядку);

·        полоски бумаги 8х12см (8х16) по количеству детей;

·        наборы геометрических фигур (8 – 10 шт. разной формы и цвета) на каждого ребенка,

·        4-5 наборов цифр от 1 до 10;

·        «клумбы», поделенные на 4 части и на каждой части изображение разных цветов;

·         два - три набора цифр от 1 до 7 для игры «Живая неделька»

·         карта, на которой отмечены окна, двери, геометрическими фигурами предметы мебели групповой комнаты, карта разрезана на четыре части.

 


Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ко мне на стол утром через балкон залетел бумажный самолет. Я  его рассмотрела и увидела, что на нем написаны буквы. Мне не терпится узнать, что именно здесь написано. А вам бы хотелось прочесть эту надпись? (ответы детей)

Воспитатель: Но буквы такие маленькие и я не могу их рассмотреть. Как же нам быть? (дети высказывают свои предложения) Конечно, как же я сразу не догадалась взять лупу и прочесть надпись.  (воспитатель берет лупу и читает)

Воспитатель: «Уважаемые ребята, пишет вам Пятачок. Мы с Винни Пухом спрятали для вас клад, но найти его будет нелегко. Мы начертили с Винни Пухом карту вашей группы и на ней отметили место, где спрятали клад. Прежде чем вы получите карту вам надо выполнить несколько трудных заданий. Готовы? Первое задание вы найдете справа от двери наверху. Приступайте»

Воспитатель: Какое интересное послание! Ребята, вы хотите найти клад, который Пятачок и Винни Пух спрятали для вас? А трудности вас не пугают? Я всегда знала,  что вы смелые ребята. Я горжусь вами. И так, где же нам искать первое задание? Кто слушал внимательно и повторит нам, где оно? (воспитатель  просит несколько ребят повторить  месторасположение карточки с первым заданием, находят и воспитатель читает) Все верно - это карточка с заданием №1. Слушайте: «Постройтесь так, чтобы впереди стояли девочки в одну шеренгу, а за ними сзади стояли мальчики в одну шеренгу». А теперь пусть каждый ответит на вопросы: кто стоит впереди него? кто стоит за ним? кто справа от него? кто слева? За правильные выполненные задания вы получите части карты, на которой нарисован план групповой комнаты с пометкой, где спрятан клад».

(воспитатель задает вопросы некоторым детям, при необходимости побуждает других детей поправлять своих товарищей)

Воспитатель: Ребята, внизу карточки приписка, что задание №2 мы найдем под уголком природы за задней левой ножкой. (Дети находят карточку, воспитатель просить их повторить, где располагалась карточка)

Воспитатель: Итак, задание второе: «Просим вас выложить дорожку из геометрических фигур, слушая словесные указания».

(Дети рассаживаются за столы, на которых находятся: прямоугольники белой бумаги 8х12см., расчерчены в два ряда по 3 квадрата (8х16, разделенные на 4 для подготовишек) и наборы геометрических фигур разной формы, разного цвета)

Воспитатель дает устное указание: положить красный треугольник на верхнюю правую клеточку, зеленый квадрат на среднюю клеточку слева и т.д.. После того как дети справятся с заданием воспитатель показывает образец с «дорожками» для сравнения. Дети проверяют себя и получают вторую часть карты.

Воспитатель: Вы готовы продолжить наши поиски? Слушайте, где расположена следующая карточка: она на второй книжной полке снизу. (дети повторяют словесное описание местонахождения карточки и находят её)

Воспитатель: Задание №3: Пересчитать все цветы на клумбах и подобрать цифры, которые соответствуют их количеству.

(Дети делятся на четыре - пять подгрупп и каждая подгруппа получает «клумбу», которая разделена на 4 части; каждая часть клумбы засажена цветами разных видов; дети пересчитывают цветы и рядом с клумбой выкладывают соответствующие цифры; воспитатель проверяет, как выполнено задание. Просит детей  рассказать, на какой клумбе, какое количество цветов: на верхней клумбе справа 9 цветов, на нижней слева 6 цветов и т.д.. Получают третью часть карты.)

Воспитатель: Молодцы ребята вы очень хорошо справляетесь с заданиями. Я рада за вас. Нам осталось только одно последнее задание вы найдете его на полочке красоты между дымковской барышней и козликом. (дети находят карточку и проговаривают, где она была)

Воспитатель: Чтобы нам с вами получить последнюю часть карты, слушаем 4 задание: Перечислите дни недели по порядку.

Воспитатель: давайте перечислим все дни по порядку и  поиграем.

Игра «Живая неделька».

Дети делятся  на 2(3) команды. Каждая команда берет набор цифр от 1 – 7. Звучит музыка, дети под музыку двигаются по группе. Когда прекращается звук, дети строятся соответственно своим цифрам. Ребенок, у которого цифра 1 выходит и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Ребенок, у которого цифра 2 говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д. Потом опять включается музыка, и дети опять выполняют разнообразные движения. Воспитатель останавливает музыку, дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какой день идет после среды? Какой день стоит между понедельником и вторником? На котором по счету месте от начала недели стоит суббота? Какой день перед четвергом?» и т.д. Также дети могут выполнять движения: «Четверг сделай четыре шага вперед, среда – три раза подпрыгни» и т.д. Дети которым не достались цифры контролируют ответы. За правильно выполненное задание дети получают четвертую часть карты.

Воспитатель: У нас с вами все четыре части карты. Я вас поздравляю.  Теперь мы можем их соединить,  и узнаем, где в нашей группе спрятан клад. Дети на столе (на полу) раскладывают карту. Называют все предметы, которые отмечены на ней. Определяют своё местоположение на карте и направление, в каком надо искать клад. Если дети правильно сориентируются по карте, то найдут «клад» -  художественную книгу (Например, «Винни - Пух и все – все - все» А.Милна).

Воспитатель: Я хочу узнать, какое из заданий  Пятачка вам понравилось? Почему?

Что было для вас интересным? Трудным?

Кому вы об этом расскажите?

 

 Используемая литература:

И. А. Помораева