Download
презентация для родителей к собранию «Здоровье начинается со стопы».
Цели: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Ляшко Г.В., ДОУ №1.pdf
Adobe Acrobat Document 4.5 MB

 

 «Здоровье начинается со стопы».

 

Цели: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Задачи: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей. Познакомить родителей с видами профилактических упражнений для ног.

Форма проведения:семинар-практикум.

Участники: воспитатели, родители, дети.

 

Ход мероприятия

I. Вступление:

 

Ведущий: -  Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наше собрание посвящено здоровью наших детей. (слайд №2) Ведь здоровый малыш - счастливый малыш.

Народная мудрость гласит: (слайд №3)

«Дитятко, как тесто: как замесил, так и выросло» (пословица русского народа);

«Здоровому каждый день праздник» (турецкая пословица);

«Существует тысячи болезней, но здоровье только одно» (индийская пословица);

«Забота о здоровье – лучшее лекарство» (японская пословица).

Вам знакомо выражение, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Последние три недели мы с вами обсуждали тему профилактики плоскостопия у детей.  (Слайд№4)    Это не случайно.    Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятий физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

 

II. Педагогический всеобуч «Здоровье начинается со стопы»:

 

          (Слайд № 5)  Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением её сводов. Оно различается в зависимости от причины возникновения по видам: врождённое, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое. Физиологическая слабость и хрупкость голеностопного сустава просто диктуют необходимость его укрепления с максимально раннего возраста. Наряду с этим воздействие на стопу ребёнка позволяет также способствовать и укреплению его организма в целом.

Следует отметить, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников 4-5 лет крайне редко проводятся осмотры врачом ортопедом в силу разных причин,  поэтому в старшем возрасте  мы наблюдаем удручающую картину свода стопы у многих детей.

 Своевременная  профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Установлено, что двигательная активность детей находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия имеет особое значение.

(слайд №6) Прошу вас обратить внимание на симптомы этого заболевания:

- повышенная утомляемость во время ходьбы;

- при длительной ходьбе в течение дня – к концу дня боли в икроножных мышцах, боли в стопах и в области лодыжек;

- снижение физической работоспособности;

- головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы;

- изменение формы стопы, особенно в средней её части;

- появление (с возрастом) пяточных шпор, косточки выступающей возле большого пальца;

- стаптывание  внутренней части каблука, на которую приходится большая нагрузка.

          Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом, а также одним из активных периферических сосудистых насосов.

        Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребёнка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах,  частого «подвёртывания» стоп, болей в суставах (боли в коленных суставах могут имитировать ревматизм) и позвоночнике, головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.

(слайд №7) Как в домашних условиях определить форму стопы? Можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечат­ки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетель­ствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь нужна консультация и помощь ортопеда. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы. Обратите, пожалуйста, внимание на рисунок.

(Слайд №8 - 15) Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наиболь­ший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям (по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде).

(Слайд № 16) Очень большую роль имеет правильный подбор обуви для ребенка.

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.     

 

(Слайд №17) В целях профилактики рекомендуются следующие упражнения:

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

2. Ходьба с разными положениями стоп — на внеш­ней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.

3. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, ста­раясь поднимать выше пятки.

4. Ходьба боком по гимнастической палке, по тол­стому шнуру.

5. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.

7. Катать палку вперед-назад.

8. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу.

9.Подняться на носки и выполнять приседание, дер­жась за опору.

10.Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене.

11.«Большой и маленький» — ребенок приседает, опираясь руками о колени, затем выпрямляется, под­нимает голову и руки вверх ладонями внутрь, смотрит вверх и поднимается на носки.

12.         Из положения, сидя, упор руками сзади:

— захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок), перекладывать их вправо, вле­во; захватывать внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, пере­дать сидящему рядом, катать резиновые маленькие мячи с шипами.

 

III. Практикум.

 

Воспитатель: настало время пригласить наших детей, чтобы они показали нам некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.

( дети в спортивной форме  входят в помещение и показывают упражнения для родителей,  а можно устроить семейные соревно­вания: кто больше перенесет пальцами ног элементов Lego на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.)

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

Собирать пальцами босых ног с пола или ковра небольшие предметы и шарики. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

·        Ходить на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

·        Ходить по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

·        Ходить на внешней стороне стопы.

·        «Мельница»: сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), про­изводить круговые движения ступнями в разных направ­лениях.

·        «Художник»: рисовать карандашом, зажатым пальцами ле­вой (правой) ноги, на листе бумаги, который придержива­ется другой ногой.

·        «Утюжки»: сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.

·        Попеременно катать ногами деревянные или резиновые шипованные мячи (валики) в течение трех минут.

 

Воспитатель: наши дети показали вам только часть той большой работы, которую мы проводим в детском саду и призываем вас делать это и дома.

 

(Слайд №18) Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о профилактике плоскостопия в нашей группе:

·        с медицинской сестрой провели обследование ног всех детей (плантографию);

·        (Слайды  №19-22) Вместе с инструктором по физкультуре подобрали различные виды ходьбы, упражнений (с предметами и без, из различных положений), подвижные игры для профилактики плоскостопия;

·        С детьми была проведено познавательное  занятие «Наши помощники ножки».  На этом занятии мы с детьми выяснили, для чего нужны человеку ноги, какую роль они выполняют, как необходимо заботиться о них, беречь и ухаживать.

·         «Массажные коврики для зверят» - так называлось занятие по рисованию,  на котором дети изображали разнообразные коврики для массажа стоп.

·         Разучили с детьми игры «Стирка», «Море волнуется», «Загрузи машину», гимнастику  после сна стали  выполнять  с использованием массажных ковриков.

·        (Слайд №23,24) Для вас показали открытое занятие по физической культуре «Укрепляем ваши ножки».

IV. Заключение.

На этом наше собрание заканчивается, и на прощание, дети станьте в круг, а взрослые образовывают внешний круг, тоже взявшись за руки. Упражнение называется «Колокол». На вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем вниз и говорим «бом».  Желаем вам и вашим детям крепкого здоровья. (слайд №25)