РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

            «Защитим наших детей»

 

Форма проведения: родительская встреча.

 

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно – правового воспитания дошкольников.

 

Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственно - правового воспитания дошкольников; раскрыть содержание правового воспитания; познакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

 

Предварительная работа: анкетирование  родителей по теме (приложение №1); изготовление  цветика – семицветика (на отдельных лепестках  написаны права детей), памяток по теме родительского собрания (Приложение №2), генеалогических деревьев каждой семьёй; подготовка аудиозаписи  - плач ребенка; подготовка книг: «Конвенция  о правах ребенка»,  «Декларация прав ребенка», Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон об образовании;  разучивание с детьми стихотворений, пословиц и поговорок о семье, скороговорок, танца «Есть друзья»  (песня группы «Барбарики»); подготовить информацию о значении имен всех детей в группе; свидетельство о рождении.

 

Ход встречи:

Воспитатель:

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу.

Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о правах маленьких граждан, т. е. о правах наших детей.

У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня все вместе в этом разобраться. А помогать нам сегодня будут наши дети. Но сначала давайте подведем итоги анкетирования, которое мы провели незадолго до родительской встречи.

Анкетирование показало, что мы, взрослые недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Да и некоторые родители считают, что и прав у ребенка нет никаких. Итак, сначала поговорим о том, какие документы гарантируют детям права, а потом назовем некоторые права.

1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в ноябре 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. В СССР вступила в силу 15 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено отмечать как День прав ребенка.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

3. Права детей в России.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Федеральный закон об образовании;

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

- Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. «О защите жилищных прав несовершеннолетних».

 

Воспитатель:

Как вы видите, документов, регулирующих права детей, немало. Но не может, же ребенок в свои 6 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь.

А сейчас мы расскажем и покажем вам, как в нашем детском саду дети знакомятся с правами ребёнка.

 

Ребенок:

Как хорошо, что есть права.

Закон нас строго защищает,

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают

Звучит запись «Плач ребёнка»

 

Воспитатель: (В) Ребята как вы думаете, кто это плачет?

Дети: (Д) Это плачет маленький ребёнок.

В: Да, с таким плачем рождаются все.

Новорожденных детей очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки (с цифрами даты рождения, фамилией мамы). Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки, на них была написана дата вашего рождения. Вы знаете, когда вы родились?

В: А вам бы понравилось. Если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

Д: Ответы.

В: Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

Д: Ответы.

В: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем.

Ребята, а кто мне подскажет, как же наши мамы узнают, где, чей рисунок?

Д: Написано имя ребенка.

В: Правильно.

Каждый ребенок с рождения имеет:

1. «ПРАВО НА ИМЯ»

(повторяют несколько раз хором, вывешивают на доску)

В: Когда рождается ребёнок, родители выбирают ему имя.

А знаете ли вы, ребята, что каждое имя что-то означает?

В:сейчас я познакомлю вас со значением ваших имен.

(воспитатель рассказывает о значении имени каждого ребенка в группе)

 

Игра «Назови ласково»

В: Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Сейчас мы станем в круг и ласково назовем того, кто стоит рядом.

В: Когда рождается человек (ребёнок) ему дают имя, и он получает Документ, который называется «Свидетельство о рождении».

В: (обращает внимание на графы, печать, герб)

Посмотрите, на документе изображен герб нашей страны России, значит, этот документ принадлежит гражданину России.

Вы имеете право не только на ИМЯ, но и на гражданство той страны, где вы родились. ВЫ – граждане России.

2. «ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО» (повторить несколько раз и прикрепить на доску

В: В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и

отчество, которое даётся вам по имени отца.

Игра «Когда я буду взрослым»

(Дети встают в круг, передают мяч друг другу и говорят:  Когда я буду взрослым (ой, меня будут звать: называют себя по имени, отчеству)

 

В: Молодцы. А еще в «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители: МАМА и ПАПА. Кто помнит Фамилию, Имя, Отчество, мамы, папы? (ответы детей).

В: Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо – иметь родителей, и для чего вам родители?

(Ответы детей)

В: Дети имеют право на то, чтобы жить в семье.

 

3. «ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ» (повторить несколько раз и прикрепить на доску лепесток с надписью этого права.)

 

В: Скажите, пожалуйста, «Что такое семья? »

(воспитатель помогает - «Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге»)

Дети читают стихи:

Вместе – мама, папа, я-

Называется семья

По фамилии одной

Мама, я, и папа мой.

Я спросил у муравья:

- Для чего нужна семья?

- Просто вместе легче жить,

И работать и дружить.

 

 

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

  

В: я предлагаю рассказать о своих генеалогических деревьях.

(Рассказы детей при помощи взрослых.)

4. ПРАВО НА МЕДЕЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

В: послушайте, пожалуйста, стихотворение:

 

Жил на свете человек,

Скрюченные "ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

крюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у окошка.

 

В: а что бы наши детей не стали такими скрюченными все взрослые заботятся о них. И родители беспокоятся о здоровье своих детей, и в детском саду тоже внимательно следят за этим. Ребята, как взрослые заботятся о вашем здоровье?

(Ответы детей: правильное питание, прививки, зарядка, физкультура и т. д. Воспитатель обобщает все ответы детей).

В: я предлагаю встать детям в колонну по одному. И взрослых приглашаю встать так же в колонну по одному и повторять за детьми все движения.

Массаж спинок.

Дети встают в колонну по одному. И выполняют движения под текст стихотворения.


В колонночку все дружно встали,

Ладошками по спинкам застучали.

Хлопаем по лопаточкам спинка радуется.

Дети спинки подставляют,

И со спинками играют.

Здоровье спинкам прибавляют.

 легкое похлопывание по спинкам ладошками

кулачками постукивать по все спине

поглаживание всей поверхностью ладошки спинки того, кто стоит впереди


Повторить несколько раз право и прикрепить на доску лепесток с надписью этого права.

5. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ:

В: предлагаю детям отгадать:

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машина, и зверюшки.

Называются … .

 

В: Ребята, я прошу вас вспомнить, какие мы учили с вами скороговорки:

• Купила бабуся бусы Марусе.

• Кошка крошка на окошке… .

• Кошка за мышкой мышка от кошки… .

• Хоть не жаль барану лба, но лбом не сбить….

• Жук упал, и встать не может….

 

В: Ребята, вспомните, пожалуйста, с какими пословицами мы познакомились. Назовите их.

 

• Доброе имя лучше богатства;

• С именем – Иван, а без имени – болван;

• Человек без Родины – соловей без песни;

• Вся семья вместе, так и душа на месте;

• Дома и стены помогают.

 

В: ребята, а откуда вы знаете все это?

Правильно все дети имеют право на образование. Поэтому мы с вами учимся в детском саду. Узнаем много нового, интересного. Потом вы пойдете в школу и будете продолжать учиться. Потому что дети имеют право на образование.

Повторить несколько раз право и прикрепить на доску лепесток с надписью этого права.

6. ПРАВО НА ЖИЛЬЕ.

В: каждый человек имеет право на жильё. Никто не может лишить человека дома. Это право прописано в Конвенции о правах ребенка. А теперь я прошу всех и взрослых и детей вспомнить сказки, в которых это право нарушалось.

(«ТЕРЕМОК», «ТРИ ПОРОСЕНКА», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», С. МАРШАК «КОШКИН ДОМ»).

Повторить несколько раз право и прикрепить на доску лепесток с надписью этого права.

7. ПРАВО НА ДОСУГ И ОТДЫХ.

В: Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право учувствовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. В нашей стране много сделано для этого: кружки, секции, студии, дама детского творчества, цирки и т. д.

И мы предлагаем нашим родителям посмотреть танец «Есть друзья».

 

Дети исполняют танец «Есть друзья».

В: Ребята, все ваши права записаны в одной книге, которая называется «Конвенция о правах ребёнка».

И в заключение нашей встречи мы хотим подвести небольшой итог, и предлагаем вам посмотреть на  цветок. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет погибать. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими, радующими нас, необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые.

 

  

Приложение № 1

 

Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?»

 

Уважаемые родители!

В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими?

2. Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:

______________________________________________________________

___________________________________________________________

3. Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:

o   – Конвенция о правах ребенка

o   – Трудовой кодекс РФ

o   – Конституция РФ

o   – Семейный кодекс РФ

o   – Закон РФ «Об образовании»

o   – Уголовный кодекс РФ

 

4. Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:

 

o   – Сколько раз тебе повторять?

o   – У всех дети как дети, а ты…

o   – А как ты считаешь?

o   – Ну что за друзья у тебя?

o   – Давай подумаем…

o   – Какой ты молодец! (Какая ты умница!)

 

 

Приложение №2

 

Памятки  по правовому воспитанию

Искусство быть родителем.

1.    Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

 

2.    Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интресы и создав условия для их реализации.


3.    Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

 

4.    Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

 

5.    Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.